Я на шее ношу пентаграмму. Обычная пятиконечная неперевернутая звезда, вписанная в круг. Ни каких левых мыслей по поводу растолкования ее значения у меня не было до тех пор, пока однажды на выходе из костела (там у нас проходила практика) ко мне не докопался ксендз. После этого я кучу времени потратила, чтобы найти какую-нибудь информацию по этому поводу. Но ничего такого ужасного я не обнаружила. А может, я просто плохо искала?
Известно, что изображения Пентаграммы встречаются еще в глубокой древности. Примерно в III тысячелетии до нашей эры изображения пентаграммы встречались и среди египетских иероглифов и среди шумерской клинописи. Считается, что самые древние изображения пентаграммы были найдены в развалинах древнего вавилонского города Урука, они датируемые примерно 3500 г до н. э. Обычно эти изображения встречались в царских печатях, и, по мнению современных ученых, они олицетворяли собой «власть правителя, распространявшуюся на все четыре стороны света». Весьма любопытно, что эта трактовка в каком-то смысле совпадает с магическим пониманием Пентаграммы: Дух, управляющий четырьмя элементами (из которых состоит наш мир). Египетский иероглиф пентаграммы, заключенной в круг, 3100 до н.э. был символом низшего мира – убежища звезд.
читать дальшеВ древности Пентаграмма имела различные значения, но, как правило, это был «добрый», оберегающий знак. Греки рисовали ее на щитах, пифагорейцы использовали ее как символ принадлежности к своему тайному обществу, для христиан пентаграмма олицетворяла пять ран Христа (от тернового венка на лбу, от гвоздей в руках и ногах), который он получил, страдая за человечество, гностики воспринимали Пентаграмму как символ интеллектуального всемогущества и власти.
В Пентаграмму прекрасно вписывается человеческая фигура, поэтому помимо власти и защиты, этот знак имел и еще один смысл – Человек, то есть Микрокосм.
Иными словами, Пентаграмма – это знак для работы на нашем материальном плане, плане, который согласно магическим воззрениям состоит из четырех элементов (Огонь, Вода, Воздух, Земля) и управляется пятым – Духом.
По мнению официальных историков, взаимосвязь углов Пентаграммы с пятью элементами была установлена масонами и розенкрейцерами в эпоху возрождения интереса к оккультизму в XVII – XVIII веках. Однако это мнение не бесспорно, вполне вероятно, что об этом знали уже в древности. Например, пифагорейцы, активно использовавшие Пентаграмму, также учили о мире как о взаимосвязи пяти элементов: Огня, Воды, Воздуха, Земли и Эфира.
Привожу традиционные магические соответствия углам пентаграммы:
Вершина - дух. Керубический знак – Колесо (что движет всем сущим). Магическое орудие - Лампа
Верхний левый угол – воздух. Керубический знак – Водолей (или Ангел). Магическое орудие Кинжал.
Верхний правый угол – вода. Керубический знак – Орел. Магическое орудие - Кубок
Нижний левый – земля. Керубический знак – Бык. Магическое орудие – Пантакль.
Нижний правый – огонь. Керубический знак – Лев. Магическое орудие – Жезл.
Однако следует помнить, что Пятиконечная Звезда, это - не только символ доминирования Духа и того, что он управляет четырьмя элементами, но также и символ Марса, соответствующего Гебуре (Строгости), пятой Сфире на каббалистическом Древе Жизни. Поэтому Пентаграмма - это также символ энергии, войны, борьбы и завоевания.
Несколько слов хочу сказать о перевернутой пентаграмме. Чаще всего она трактуется, как некий злой символ. К примеру, Израэль Регарди пишет «если Пентаграмму рисуют как добрый символ, тогда ее следует изображать с одним концом, направленным вверх и представляющим управление Божественного Духа. Если же вверх направлены два конца, - то это злой символ, утверждающий управление материи над Божественным духом, который на самом деле должен руководить ею». Насколько это обосновано? Хочу заметить, что в древности перевернутая пентаграмма никогда не рассматривалась как что-то «вредоносное», злое. Кажется, впервые такую трактовку перевернутой пентаграммы дал Элифас Леви, который писал: «этот абсолютный магический символ представляет упорядоченность, либо беспорядок, Священного Ягненка Ормузда и Святого Иоанна, либо проклятого Козла Мендеса. Это освящение или профанация; это Люцифер или Венера, звезда утренняя или вечерняя. Это Мария или Лилит, победа или смерть, день или ночь. Пентаграмма с двумя восходящими концами представляет Сатану в виде козла на шабаше; когда восходит один конец - это знак Спасителя». Лично я не уверен, что этот пассаж Леви писал абсолютно искренне. Если вспомнить изображение Козла Мендеса (или Бафомета) из книги Леви, то он сидит скорее в позе «правильной», а не перевернутой пентаграммы, так как между рогами у него возвышается факел, олицетворяющий, по мнению Леви «уравновешенный ум триады». Также в пояснении к этому рисунку он называет его «пантеистическим и магическим изображением Абсолюта», вовсе не придавая ему какую-то негативную окраску.
Перевернутую Пентаграмму Алистер Кроули предлагает использовать в Liber Reguli, однако нет никаких оснований предполагать, что описанные в ней ритуалы несут какой-то «вредоносный смысл». Считать, что перевернутый символ или молитва, прочитанная наоборот, приобретают какую-то злую силу обычно свойственно так называемым «сатанистам» или христианам. Последнее особенно забавно, если вспомнить, что один из основателей христианства апостол Петр был распят на перевернутом кресте, «ибо считал, что не достоин быть распятым так же, как Господь и учитель его Иисус Христос, Сын Божий, распят был». Таким образом, именно Петру принадлежит авторство этого известного «сатанинского символа».
Ну а если говорить серьезно, разумеется, символ, даже будучи перевернут, не приобретает противоположного смысла. Неслучайно в Таро Тота Алистера Кроули нет никакой разницы, как легла карта «правильно» или «вверх ногами».
Как говорит один из авторитетнейших магов О.Т.О. Билл Хайдрик, перевернутая пентаграмма говорит вовсе не о торжестве материи над духом, но, наоборот, о проникновении духа в материю, «одухотворении» ее, т.е., готовности практика к магической и мистической работе в микрокосме.
Что означает пентаграмма, для нас, телемитов? Разумеется, мы также можем трактовать ее как верховенство Вечного Духа над Четырьмя Элементами, из которых состоит материя: наш мир и мы сами. Но не только это.
В 60-том стихе третьей главы Книги Закона сказано: «Мое число 11, как числа всех, кто от нас. Пятиконечная Звезда, с кругом в середине, и круг красный».
Как указано в Старом комментарии к Книге Закона: 5+6=11. То есть соединение макрокосма и микрокосма образуют 11 – число магии, число нового Эона. Любовь есть закон (…) Нет ничего, что может связать разделенное; кроме любви. Именно любовь связывает микро- и макрокосм. Забегая немного вперед, отмечу, что в финальной части ритуала пентаграммы как раз и содержится связь пятиконечной и шестиконечной звезды: «Во мне пылающая пентаграмма в колонне шестиконечной звезды».
Также в Старом комментарии содержится отсыл к Liber NV, точнее изложенной в ней третьей практике Магических Искусств:
«Пусть Соискатель изготовит Пантакль следующим образом. Пусть он начертит круг внутри Пентаграммы на поверхности, имеющей квадратную или любую другую подходящую форму, которую он выберет. Пусть круг будет алого цвета, пентаграмма черной, а поверхность ярко-голубой, усыпанной золотыми звездами. Внутри круга, в его центре пусть начертит он сигилу, которая будет открыта Соискателю самой Нуит. И пусть этот Пантакль послужит Телесматическим Образом, или Эйдолоном, или Фокусом для разума».
Говорить о символизме пентаграммы можно достаточно долго. Например,
это символ брака – союз тройки (мужского начала) и двойки (женского начала). Любопытно отметить и то, что согласно традиции, пятиконечная звезда вписанная в круг, была символом пифагорейцев и означало молчание посвящаемого в течении пяти лет.